- Татуировка
-
ТАТУИРО́ВКА — несмываемые и невыводимые рисунки на теле, нанесенные путем введения под кожу красящих веществ накалыванием или надрезанием. Нанесение Т. распространено у светлокожих народов, тогда как у этносов с более темной пигментацией кожи (Африка, Австралия, Меланезия и др.) вместо Т. чаще наносят на тело рубцы и насечки, к-рые нередко также относят к Т. Т. наносят острым инструментом (шип колючки, острый обломок раковины, игла, заостр. кость) и в свеженаколотое место втирают краску рукой; очень часто применяется и другой способ — наконечник перед нанесением надреза обмакивают в краску. Краску для Т. чаще всего изготовляют, разводя в воде угольный порошок, сажу или порох; у нек-рых этносов принято наносить разноцветную Т., для чего применяют синюю тушь, киноварь и др. Близок к этому способ клеймения — нанесения рисунков на тело раскаленным металлом. Рис. на кожу наносят также прошиванием кожи: нитки предварительно обмакивают в краску.
То, какие части тела покрывают Т., зависит, в частности, от одежды, принятой у данного этноса. Так, на Маркизских островах, жители к-рых одежды не носили, Т. покрывали все тело. В Европе, где Т. сохранилась лишь в остаточных формах, ее часто наносят на места, обычно скрытые одеждой.
В традиц. об-вах нанесение Т. выполняло три осн. функции: функцию оберега, функцию маркера этнич. принадлежности и функцию инициационного знака; дополнит. функцией была эстетическая. Часто характер Т. различался в зависимости от пола, иногда Т. носили представители только одного пола (женщины у айнов).
В антич. об-ве Т. была знаком, к-рым метили рабов, пленных; для знати татуирование было унижением. Отголоском обычая нанесения Т. с изображением тотема можно считать принятую у ранних христиан практику татуирования изображения креста, символизировавшую близость к Богу. В европ. об-вах нового и новейшего времени Т. продолжает существовать, сохраняя свои функции (инициационную, демаркативную, отчасти обереговую) в относительно изолиров. от остального об-ва соц. группах, как правило — однополых по составу: у моряков, у преступников и др.; до 19 в. нередко Т. наносили на тело ремесленники для обозначения своей принадлежности к цеху; изображения сладострастных сцен татуировали у себя на теле профес. проститутки. У современных вост. славян Т. сохраняется фактически только у моряков (якоря, надписи "Не забуду мать родную", инициалы) и в преступном мире, где Т. маркирует, в каком-то смысле, и социальный статус: нек-рые воровские "авторитеты" имеют Т. по всему телу. Большое распространение получило татуирование во время Вел. Отеч. войны; и сейчас многие мужчины делают себе Т. во время службы в армии. Сейчас у русских, украинцев и белорусов Т. встречается значительно чаще у мужчин; среди женщин имеют Т. представительницы преступного мира ("блатные"). В самое последнее время Т. переживает "второе рождение" и распространена среди молодежи.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.